Развивающие игры для дошкольников. Мелкая моторика, воображение, речь

Есть масса игр и методик для развития детей дошкольного возраста. В интернете количество такой информации просто несметное и порой тяжело остановится на чем-то конкретном.

Основные направления развивающих игр в этом возрасте направлены на речь, мелкую моторику и воображение. Иногда результатов в этих направлениях добиться очень трудно, особенно, если работаешь с детьми с особенностями развития. Ниже я привожу игровые развивающие упражнения, которые направлены на разные сферы, и дают результат.

Мелкая моторика

Создание рисунка с помощью пластилина. Нужно сделать много маленьких шариков из пластилина (размер, чем меньше, тем лучше, как пол гороха). Далее рисуется контурный рисунок (фигуры, бабочки, цветы, что-то простое). Ребенок кладет шарики по контуру рисунка и сильно прижимает пальчиком, чтобы шарик распластался и прилип к бумаге. Это очень увлекательно, необычно и чудесно развивает работу пальчиков.

Рисовать красками через файл. Принцип как просто рисовать пальцами, но так намного чище, интереснее и немного сложнее, так что требует большей концентрации. На листе рисуется контурный рисунок, на отдельные части рисунка капаете краски (достаточное кол-во, чтобы потом их растирать), потом рисунок аккуратно кладете в файл и пальчиками через файл нужно распределить краску по всему рисунку. Дети от такого в восторге.

Крупы это наше все. Берете рис, горох, гречку и ребенок все это перебирает, сортирует и перекладывает. Важно делать это правильно, а именно щепотью (тремя пальчиками) или пинцетным захватом (двумя пальчиками). Этот метод работы особенно важен для детей 3х лет.

Шнуровка. Берете либо готовую, либо делаете сами. Нужен картон, вы там делает легкий рисунок и дырочки для шнурования. Потом ребенку даётся шнурок и его задача прошнуровать шнурочком все дырочки. 

Не забывайте элементарно. Давайте ребенку рвать и мять бумагу, как ему вздумается.

Воображение

Рассказываете ребенку начало сказки и предлагайте ему придумать ее окончание. Сказка должна быть небольшой и придуманной вами, чтобы ребенок ее до этого нигде не слышал.

Разыгрывайте сказки. Сделайте персонажей сказок можно нарисовать и вырезать или использовать игрушки. Во время того, как рассказываете ребенку сказку, вы параллельно проигрываете ее с персонажами.

Кляксы. Предложите ребенку накапать кляксы красками на бумагу. Важно, чтобы кляксы были водянистыми, или можно капнуть и прижать листок, чтобы клякса обрела выразительный своеобразный контур. Затем рассмотреть, что получилось и дорисовать кисточкой эти кляксы так, чтобы получились какие-то рисунки. Дети часто делают солнышко, цветочек, снежинку.

Ассоциации. Да, в них можно играть и с детьми 3-4 лет. Вы говорите слово, ребенок ассоциацию, дальше вы ассоциацию и так далее по очереди.

Речь

Логоритмика. Это готовые лёгкие песенки под хорошую ритмичную музыку. Задача петь эти песенки и повторять движения, о которых поется. Их очень легко запомнить и ребенок будет с радостью подпевать и пытаться параллельно не забывать хлопать по коленкам, топать, показывать пальчиком на нос и так далее.

Описание картинок. Вещи, предметы, животные, лучше брать предметную картинку и просить ребенка описать, какой он (например, волк). Ребенок начинает говорить о нем все что думает: он мохнатый, серый, злой, голодный и т. д. Потом можно использовать картинки с сюжетными рисунками и просить описать, что там происходит.

Артикуляционная гимнастика. Дуть мыльные пузыри, сдувать бумажки, дудеть в трубочку, надувать щёчки и лопать их ладошками, цокать язычком, глубоко вдыхать, будто вы на полянке и нюхаете цветы.

Все эти упражнения подходят для детей от 2 до 6 лет. Каждое задания необходимо подбирать под возраст. И не забывайте, что все дети развиваются очень по-разному и у каждого свой темп развития. Данные игры будут для вас в помощь, как поиграть с пользой, получить результат и отлично провести время.

Дополнительная информация