Если ребенок не говорит. Психологические и органические причины задержки речевого развития (ЗРР)

Развитие речи – это сложный процесс. У каждого ребенка он протекает по-разному. Если ребенок здоров, речевое развитие происходит само собой. Ребенок наблюдает за Вами, старается скопировать Вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду.

Основным периодом развития речи ребенка является возраст до 3-х лет. Если в 3 года ребенок не заговорил, родителям необходимо обратить на этот факт внимание.

Причины задержки речевого развития

Органические причины:

* ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). Как правило, в анамнезе у детей прослеживается гипоксия во время родов, недоношенность, родовые травмы или внутриутробные инфекции.

* Нарушения слуха (тугоухость). Слух крайне важен для правильного формирования речи у ребенка, поэтому важно провериться у детского отоларинголога в случае возникновения подозрений на эту проблему.

* Инфекционные заболевания в раннем возрасте: энцефалиты, менингиты, длительные заболевания, которые ослабили иммунитет ребенка.

* Наследственный фактор. Если один из родителей начал поздно говорить, то есть вероятность того, что аналогичная проблема появится и у ребенка.

Психологические причины:

* Невостребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить. Родители не прилагают усилий к усвоению ребенком речи - не читают ему сказки, потешки, стишки, полагая, что он сам научится. Или при чтении не учитывают возрастные особенности ребенка, читая ему то, что он не понимает.

* Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.

* Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР. Драки между родителями, асоциальное поведение, нарушающие режим сна ребенка. И даже противоправные действия, совершаемые в отношении ребенка.

* Дисгармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая гиперопека). Неправильно выбранные родителями стили воспитания, в результате которых ребенок не хочет или боится разговаривать.

* Подавление ребенка, внушение ему, что нужно быть тихим, незаметным, чтобы не раздражать родителей и заслужить их любовь. 

* Запрет на проявление эмоций, спонтанности поведения, подкрепляемое агрессивными выпадами в адрес ребенка, физическими наказаниями. Как результат, игра в однообразные игры, постоянное хныканье.

* Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. Часто ЗРР диагностируется у детей, которые побывали в зоне военных действий.

* Двуязычие в семье может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.

Какая помощь требуется ребенку

Решение проблемы предполагает совместную работу логопеда и невролога. В некоторых случаях врачами назначается медикаментозное лечение, массажи. Если возникновение ЗРР обусловлено психологическими факторами, то к работе подключается детский психолог.

Коррекционная работа зависит от причины, которая стала следствием нарушения речевого развития. Если провоцирующим фактором была плохая психолого-социальная обстановка, то ребенку необходимо обеспечить гармоничную окружающую речевую среду.

Занятия в домашних условиях станут хорошим дополнением к работе со специалистами, помогут ребенку научиться говорить.

Речевое общение с близкими людьми. Общение ведет за собой развитие.

Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи. Старайтесь чаще задавать малышу вопросы, подталкивать к диалогу и совместному исследованию мира.

Изучение окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте, задавайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.

Развитие слухового восприятия. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку. Примером упражнения из данной категории является игра «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Ребенок должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

Развитие мелкой моторики: игры с водой и сыпучими материалами, лепка, аппликация, рисование, шнуровки и многое другое.

Подбирайте игры, которые нравятся именно Вашему ребенку, ведь удовольствие от процесса также играет немаловажную роль в развитии ребенка.

Дополнительная информация