О развитии самостоятельности у детей

У современных детей самостоятельность сама не развивается. Слишком высокий уровень защищенности и много включенности и внимания со стороны родителей. Но если взрослые хотят, чтобы их ребенок стал самостоятельным, смог сам учиться, построить свою семью, был уверенным в себе, начинать надо с дошкольного возраста.

Ребенок в возрасте трех лет может говорить: «Я сам», «Уйди, я сам», «Не трогай – это моё». И если это не касается вопросов его безопасности и здоровья, самое лучшее, что может родитель – позволить самостоятельно сделать то, что хочет ребенок. Довериться ребенку и сделать шаг назад! Позволить сделать самому! Неправильно, коряво, со слезами – но самому!

В дошкольном возрасте старшим членам семьи необходимо ждать: когда их малыш сам наденет колготки, сам заправит футболку в штаны, сам доест, сам поставит кружку, сам нажмет на пульт от телевизора… Ребенку можно поручить легкие поручения по дому, по уходу за животными, самому прибирать игрушки, расстилать и заправлять кроватку. А в это время родители терпеливо ждут, даже если очень хочется сделать всё самому, быстро и качественно, как положено, а не как хочет ребёнок. Родителям важно поддерживать интерес ребенка в любых его маленьких начинаниях, помочь ему завершить процесс до конца, похвалить за любой успех, подбодрить, если что-то не получилось!

Двигаемся дальше. Дошкольное детство подходит к концу. Скоро школа. Понаблюдайте за ребенком, зафиксируйте, что он уже может сам сделать (где-то вовсе без напоминаний, где-то с небольшой подсказкой). Например, расстелить и застелить кровать, приготовить вещи на следующий день, разогреть еду, вскипятить чайник и налить себе чай, убрать за собой посуду, помыть её, открывать и закрывать входную дверь, навести порядок дома (то, что по силам ребенка). Если есть животные, кормить их регулярно, выгуливать, убирать за ними. Делать скучные и не интересные дела, потому что «надо». Попросить помощи взрослых при необходимости.

А теперь посчитайте, какие из этих пунктов ребёнок делает самостоятельно? Сколько пунктов получилось у Вас? Какие выводы можете сделать? Помним, что самостоятельность – это один из компонентов психологической готовности ребёнка к школе.

Самостоятельность сама не рождается, сама не развивается, сама не формируется. Ей надо помочь появиться на свет, ей надо оказать поддержку. Ребенок не становится в одночасье самостоятельным. Чем дольше период зависимости от родителей и их контроля, тем сложнее и медленнее будет происходить взросление личности ребенка. Требуется время на формирование самостоятельности детей, требуются заботливые, поддерживающие взрослые, обеспечивающие им безопасное пространство.

Берегите себя и своих детей!

Дополнительная информация