Консультация: «Вредные привычки у дошкольников»

PDF версия

Привычка – сформировавшееся действие, выполнение которого при определенных обстоятельствах стало потребностью человека. Привычки могут быть полезными и вредными.

Вредная привычка – это отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении; привычка нередко превращается в черту характера.

В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются цивилизованном человеческом обществе. Привычки определенного типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью), не приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребенка.

Постепенно, к началу посещения детского учреждения, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживаются – можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваться как вредные.
Существует 3 типа вредных привычек: физиологические, невротические, избалованность.

1 тип

Постоянное сосание пустышки препятствует формированию правильного прикуса, искажает зубной ряд, что в дальнейшем часто ведет к появлению не только косметических, но и логопедических дефектов. Привычка что-то сосать во время бодрствования является губительной уже у детей начиная с шестимесячного возраста. Если ребенок проводит целые дни с заткнутым ртом, скоро можно будет говорить о вероятном снижении темпа его психического и физического развития. Когда занят рот не происходит полноценное формирование речи. Постоянное сосание пальца выводит из активного употребления руку, соответственно страдает развитие мелкой моторики, интеллект.

Привычка сосать, палец, игрушку, тряпку, встречающаяся у многих детей раннего возраста, опасна сточки зрения многочисленных инфекций. Она является результатом неудовлетворенной потребности в сосании, чувства незащищенности и служит простейшим механизмом, который неосознанно выбирает ребенок, чтобы освободиться от страха, напряженности, неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребенка, тормозя его на более ранних стадиях развития.

Постоянное пребывание в памперсах ребенка старше 12-18 месяцев сковывает движения, ведет к перегреву половых органов у мальчиков. Редкая смена помперсов ведет к переохлаждению и возникновению урогенитальных инфекций у девочек, у большинства детей – чревата экземами и дерматитами. Частое непроизвольное опорожнение мочевого пузыря приводит к тому, что ребенок не научается контролировать его наполнение, не получает сигналов о том, что нужно пойти на горшок, объем мочевого пузыря почти не увеличивается.

2 тип – это невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. К невротическим привычкам относятся: грызение ногтей, энурез, энкопрез, навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, т. е. тики.

Эти привычки, по сути, являются особенностями слабой незрелой психики. Чаще всего эти привычки свидетельствуют о наличии огромного внутреннего напряжения. Тики, энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии. Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребенка, но иногда, в ситуации стресса, снова возвращается даже во взрослом возрасте.

Если в группе детского сада имеются дети с невротическими привычками, то первое и основное правило, из которого должен исходить педагог: всеми силами обеспечить таким детям максимально спокойное и эмоционально комфортное состояние. Нельзя пытаться искоренять эти привычки силовыми методами. Необходимо представлять себе и домашнюю ситуацию – практически все невротические привычки берут исток из дома, где ребенок провел первые годы жизни и обычно испытывал определенные трудности. Изменить семью ребенка невозможно, но возможно обеспечить его положение в группе, повысить самооценку, помочь подружиться с детьми, отвлечь от неприятных переживаний новой игрушкой, интересной книжкой, танцем, песенкой.

К таким детям необходим индивидуальный подход. Их привычки, странности, особенности сглаживаются, если не обращать не них слишком много внимания, а только помогать ребенку отвлечься от них. Конечно, важно и необходимо не привлекать к ним внимания других детей.

Для дошкольников со слабой нервной системой, у которых могут проявиться опасные невротические привычки, полезны движения, музыка, рисование. Все, что посильно такому ребенку, способствует его эмоциональному комфорту, должно быть использовано в группе детском саду. Однако, если ребенок боится, стесняется, не хочет участвовать в общей игре, не решается общаться со сверстниками – принуждать нельзя. Робким, нерешительным детям, иногда бывает легче сделать что-то в паре с умелым, более старшим ребенком или взрослым. Таким детям надо предлагать более легкое, наверняка посильное задание, даже если по возрасту они могли бы справиться и с более сложным. Общаться с таким ребенком часто приходится как с маленьким, помогать, поддерживать, вселять уверенность, часто хвалить и избегать негативных оценок. Постоянное напряжение, в котором они пребывают, ожидая неудачи и осуждения со стороны взрослых и детей, препятствуют развитию необходимых навыков. И долгом является это напряжение снять.

3 тип

Третья группа вредных привычек – это избалованность детей, идущая от семьи. Это капризы и слезы на тему «не могу», «не хочу», «не буду». Ребенок, привыкший дома к мгновенному удовлетворению всех желаний, не умеющий и не желающий самостоятельно одеваться, есть, играть, требующий постоянного внимания и ждущий, что все его будут развлекать, первые дни и даже месяцы в детском саду не понимает, почему здесь все иначе, чем дома. И он пытается требовать, чтобы его кормили с ложки, перед сном рассказывали его любимую сказку, одевали, развлекали. Настаивая, на своем, он кричит, плачет, отказывается выполнять просьбы взрослого. Большинство детей, воспитывающихся дома, как «кумир» семьи, искренне не способны не только учитывать чужую точку зрения, а просто убеждены, что значения имеет только их желания. Они не ведают слов «нельзя, не надо», не представляют себе, что значит слушаться. Но даже очень избалованные дети, привыкают делать также как другие, за компанию. И это стремление помогает научиться новому и даже гордиться этими умениями. Старые привычки уступают место новым «полезным», усвоенным уже в детском саду. Педагогу с такими детьми необходимо проявлять твердость, настаивая на том, чтобы он расстался с привычкой, которая только мешает и ему самому и окружающим. Твердое, но благожелательное отношение педагога, положительный пример других детей, и, конечно контакт с семьей воспитанника – залог успеха.

Дополнительная информация