Кризис 7 лет: рекомендации для родителей

PDF версия

7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы, все его представления о мире, формировавшиеся всё раннее детство. Игровая деятельность меняется на учебную, детский сад на школу.

Поэтому, период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании. Долго наблюдаемый и изучаемый психологами, этот критический период детства был условно назван «кризисом 7 лет». Возрастной кризис обычно связан с перестройкой распорядка ребенка – с переходом от дошкольного к семилетнему школьному статусу. Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил.

Особенности ребенка в период кризиса 7 лет:

- ребенок начинает оценивать себя более критично, чем раньше;

- он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой;

-  начинает создавать различное представление о разных людях;

- появляется «хитрость» как нарушение привычных требований родителей. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

- в ответ на критику родителей может очень бурно отреагировать: заплакать, обвинить родителей в непонимании и т.д.

- теряется детская импульсивность, непосредственность, появляется способность подумать прежде, чем делать.

-  появляется "кривляние", манерность, искусственная натянутость поведения.

-  начинает задавать общие вопросы, не привязанные к конкретному событию его жизни: о политике, происхождении планет, жизни на Земле и других планетах, эволюции живого, жизни в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов), также затрагиваются семейные связи. Причём взрослый в такого рода беседе, выступает для ребенка экспертом, а сам ребенок обнаруживает свои способности к анализу.

- становится важным самостоятельный выбор сферы деятельности: с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом (но только по своей инициативе, а если его попросить о чем-то – заупрямится и не сделает или сделает с неохотой).

- помимо игры, начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, конструирование, поделки из бумаги и других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

- Может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя их слова, либо открыто отвергая.
Как уже говорилось, ребенок к началу кризиса 7 лет начинает ощущать острую потребность быть «взрослым», разговаривать и одеваться, как взрослый, требовать к себе отношения, как ко взрослому. Во многом этому способствуют сами родители, которые часто говорят дошкольнику, что он скоро станет взрослым и пойдёт в школу.

Как общаться с ребенком, проходящим кризис 7 лет?

Необходимо знать, что главной, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение. Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как ко взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

Несколько советов родителям:

* не применяйте тон приказа и назидания, этим Вы ровным счетом ничего не добьетесь;

* если Вы чувствуете, что скандалы с ребенком становятся все чаще и чаще – отдохните друг от друга;

* сохраняйте долю оптимизма и юмора в общении с ребенком;

* если указываете на ошибки ребенка, проанализируйте вместе причины этих ошибок и обсудите способы по их исправлению и выразите уверенность, что у него всё получится;

* старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;

* придумывайте различные поручения, игры-задания;

* занимайте ребенка продуктивными видами деятельности – делайте с ним различные поделки, оценивайте результаты, хвалите его;

* также полезными будут занятия, направленные на формирование самостоятельности, умение принимать решения, самоконтроль;

* старайтесь проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать с ним, как со взрослым;

* если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать своё мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом просто не вспоминать о произошедшем.

* не забывайте о тихих беседах перед сном, вечерних разговорах, обсуждениях дневных событий.

Если Вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных здесь рекомендаций, Вы сможете преодолеть негативные проявления «кризиса 7 лет» и с честью выйти из этого одинаково сложного и для ребенка, и для родителей периода.

Дополнительная информация