Формирование самооценки дошкольника

PDF версия

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей.

Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей, чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным.

«Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ

* Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
* С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
* Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
* Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
* В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Если хвалить, то правильно!

Не надо хвалить ребенка:

1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
4. Нельзя хвалить из жалости.
5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.
4. Следует помнить о внушаемости ребенка. Если  говорить: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

* Попросить совета, как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
* Попросите о помощи как у равного или старшего.
* Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
* Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты.

Наказания: правила для родителей

* Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому.
* Если есть сомнение, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны.
* Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
* Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было.
* Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
* Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о старых проступках. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
* Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

* Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
* Когда ребенок принимает пищу, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
* Сразу после душевной или физической травмы.
* Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
* Когда мы сами устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

* Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
* Спокойно относиться к критике, без агрессии.
* Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

* Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
* Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
* Поощряйте в ребенке инициативу.
* Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Например: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки.
* Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
* Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Дополнительная информация