Развитие речи детей средствами физкультурно - оздоровительной работы

На каждом этапе развития ребенка, деятельность его организма связана с решением определённых приоритетных жизненно важных задач.

В дошкольный период это развитие речи. Речь является одной из самых сложных психических функций человека. По данным статистики процент детей с речевым нарушением неуклонно растёт. Поэтому в сложившейся ситуации актуальным является поиск научных направлений в физическом воспитании. Учёные И. П. Павлов и А. А. Леонтьев доказали, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти), являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. С одной стороны двигательная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, а с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи.

К формам организации двигательной деятельности относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после сна, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная деятельность, активный отдых. Двигательная активность будет наиболее интересна для ребёнка в подвижных игр со стихотворным текстом. Стихотворение подбирают так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движением рук, ног и туловища.

Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук. Упражнения для пальцев являются хорошим стимулом возникновения речи. Поэтому уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. А для этого мы предлагаем, как можно чаще использовать пальчиковую гимнастику. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки и старших сестёр, братьев. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок в семье с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере, которой формируется его собственная. Поэтому отклонения лучше предупредить, чем исправлять сформировавшиеся.

Дополнительная информация