Рекомендации учителя – логопеда на лето: как не утратить речевые навыки ребенка

Уважаемые родители!
Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Но родителям детей, занимающихся с логопедом, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что поставленные за год звуки за летний период могут «потеряться».

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Для того, чтобы в учебном году мы не возвращались назад, а продолжили работу дальше, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может быть потеряна: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2. Следите за правильной артикуляцией звука: положением языка, губ, воздушной струей.

3. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, проговорив его верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение! Будьте терпеливы, но настойчивы!

4. Следите за своей речью, не используйте неправельные образцы речи, слова - паразиты!

5. Заучивайте стихи, чистоговорки, загадки, потешки, маленькие рассказы с поставленными проблемными звуками.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один - сад, а много - сады, гулял где? - за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,

4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова, объясняйте ребенку их значение.

2. Сочиняйте стихи, рифмы.

3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3. Расспрашивайте о важных для него событиях.

4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
С пожеланием удачного летнего отдыха, учитель – логопед Елена Вячеславна Попова.

Дополнительная информация